вторник, 24 июня 2008 г.
141 Cp Dhamrnasarigani, С 105
141 Cp Dhamrnasarigani, С 105. Там же, С 184 и след. Следует заметить, что в Dhammasarigani мы не находим так же никаких следов не только того воззрения, которое предполагает особую связь между ака^а и слухом, но вообще тут ничего не известно об особой связи каждого чувства с соответствующим элементом материи. В системах санкхья и вайшешика, например, зрение стоит в особой связи с огнем, вкус с водой, запах с землей и воздух с осязанием, поэтому, для паралеллизма предполагалось, что 'эфир'ака^а стоит в той же связи со слухом, и даже сам орган слуха определялся как часть пространственного эфира, заключенная в ухе. В Dhammasarigani и видимость, и запах, и вкус, точно так же как и звук, называют продуктом четырех материальных элементов.142 Таким образом, в той стадии развития буддийской философии, на которой стоит Dhammasarigani, пространство является особой субстанцией, имеющей три измерения и определяющей внешнее расположение объектов в пространстве. С другой стороны, следует не упускать из виду, что пространство тут, так же как и весь внешний мир, есть только одна из скандх, так называемая скандха видимых форм (гйра-skandha) и, следовательно, вопрос об объективном значении пространства в эту эпоху должен быть решен в зависимости от объективного значения скандх вообще. Вопрос этот был спорным для самих буддистов. Но как бы мы ни понимали учение о скандхах, несомненно, что сущность его состоит в отрицании субстанциональности вообще. Все сущее состоит из бесконечной смены явлений (dhamma), в основе коих нет никаких пребывающих субстанций. Akasadhatu и есть один из видов такой дхаммы и как таковой находит себе место в сочинении, посвященном классификации их (Dhammasarigani). Следовательно, пространство тут понимается как один из с - '43 элементов в бесконечном течении сменяющихся явлении. Во времена Нагарджуны буддисты насчитывали 6 основных элементов бытия (dhatu). К четырем элементам материи присоединялись еще ака^а и vijriana (PP. 129). Эта классификация, по-видимому, находится в близкой связи с классификацией вайшешиков, она, вероятно, предшествовала ей или была ей современна и противополагалась ей буддистами. Инвестициив Интернет
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий