вторник, 24 июня 2008 г.
Действительность (активность) буддистами вообще отождествляется с реальностью (Ср
Действительность (активность) буддистами вообще отождествляется с реальностью (Ср. SDS. 7. 17: arthakriyakaritvala-ksanasya sattvasya). С этой точки зрения нам становится понятным и тот признак, который Дхармоттара приписывает истинно-сущему или реальному: реально то, что действительно (=активно), а действительной не может быть субстанция, которая состоит, как мы видели, из синтеза моментов чувственности, но только единичный момент или единичная сущность. Комментатор Дхармоттары по этому поводу говорит (NBTT. 38. 69): Потому (именно), что истинно-сущее есть то, что способно действовать, поэтому 'общее' не есть истинно-сущее: оно не способно действовать.247 Сущность чего-либо становится реальной (tattva) не в силу того, что она является нам в образе (pratibhasa), так как и то, что по существу своему вовсе не реально (asadrupa) может являться нам Букв.: 'потому что оно не может служить для таких действий, как да вать, бросать и т. д.' в образе в силу ограниченности нашего познания (avidya). Действительность не в том состоит, что создает знание. Знание наше, имеющее своим объектом общее"49 (а не единичное), возникает в силу безначального течения потока созна-ния. Это последнее замечание, что знание наше возникает не из внешнего мира, а так сказать, само из себя, весьма знаменательно. Оно ведет нас от буддийского учения о восприятии к обоснованию самой сущности буддийского мировоззрения, и о нем речь будет впереди. Таким образом, вещь в себе, она же и единичная сущность, представляет собой внеопытную реальную подкладку нашего знания, главным образом на том основании, что опытное знание оказывается нереальным, познающим только явления, а не вещи в себе. Определение понятия 'истинно-сущего' дается чисто отрицательное, и значение оно может иметь лишь относительное как предела нашего знания. Это обстоятельство не ускользнуло от индийских противников буддистов, реалистов из школы ньяя и вайшешика. Если познаваемое нами на опыте бытие есть не абсолютное бытие в себе, а лишь относительное и потому ложное бытие, то чистое бытие, называемое истинным, тоже оказывается имеющим относительный характер как предел опытного. Продвижение товаров
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий