вторник, 24 июня 2008 г.
Слово небезызвестно в древнейшей философской литературе, но значение его там несколько иное
Слово небезызвестно в древнейшей философской литературе, но значение его там несколько иное. У Патанджали (YS. I. 69) kalpana или vikalpa употребляется для обозначения такого знания, которое мы бы, скорее всего, назвали отвлеченным. Оно занимает особое положение в его классификации представлений (vrtti). Последние делятся на истинные, ложные, отвлеченные, сновидения и воспоминания. Истинными (pramana) представлениями называются такие представления, которым соответствуют реальные объекты; они получаются из восприятия, умозаключения и достоверного словесного свидетельства о таких объектах. Ложные представления суть те, которые противоречат истинным; а отвлеченные те, которые, хотя и не противоречат истинным, но не имеют соответствующего им реального объекта (vastucunyo vikalpah); они находятся в тесной связи со словом (gabdajna-navyapta). Мы видим, говорит Вьяса214, что существует в действительности (vyavahara) область знания, всецело зависящая от огромного значения, которое имеет знание, выражающееся в словах, но не имеющее себе соответствующего объекта во внешнем мире, например, в суждении: 'сознание есть сущность души', не содержится никакого познания о реальном объекте, так как сознание и душа синонимы; это знание чисто словесное или отвлеченное (vikalpa)>>. Кумарила употребляет это слово иногда в смысле 'простой фантазии',215 не имеющей никакого значения для знания, иногда в смысле 'предположения', 'гипотезы'.216 У найяиков и вайшешиков этим термином обозначается познание, в котором сознается См. Vyasabhasya на Yogasutra. I. 9-laukiki pratibha, ср. CV. Pratyaksa, 32. CV. Pratyaksa, 37 и др. связь единичного объекта с его родовыми и видовыми признаками.217 Но такое значение придано этому термину, очевидно, под влиянием буддийского учения как будет показано впоследствии. Среди самих буддистов термин kalpana понимается весьма различно. В школе вайбхашиков им обозначалось восприятие, которое тесно связано с умственной дея-тельностью, размышляющей и обсуждающей, а в школе йогачаров всякое знание, поскольку оно необходимо характеризовано раздвоением (vikalpita) на субъект и объект, есть kalpana, т. Продвижение товаров
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий